MENU

Проект «Время читать!»

 

Актуальность проекта:

Необходимость разработки про­екта «Время читать!» обу­словлена необходимостью преодоления так называемого кризиса чтения, определяемого сегодня в качестве одной из тревожных общемировых тенденций.

Анализ документов, связанных с развитием отечественного образования, дан­ных ряда общероссийских и всемирных исследований, посвященных проблеме чте­ния, публикаций в специ­ализированных журналах и в средствах мас­совой информации, анализ существующего опыта, накопленного в школе, позволил нам выделить ряд общепеда­гогических противоречий, которые указывают на не­обходимость решения проблемы детского чтения. Выделенные противоречия актуальны как для нашего образовательного учреждения, так и для системы образования в целом.

Это противоречия между:

  • признанием «кризиса чтения» в качестве важнейшей гуманитарной проблемы, пониманием необходимости повышать статус чтения и отсутствием общих усилий различных соци­ально-культурных институтов в деле популяризации чтения;
  • значительностью педагогического и методического опыта, накопленного отечественным образованием в части воспитания читателя-школьника, и недостаточ­ной востребованностью этого арсенала в повседнев­ной педагогической практике;
  • признанием необходимости создания и реализации образовательных программ и проектов, адресованных обучающимся с разными возможностями (одарен­ным детям, детям с ограниченными возможностями здоровья и др.), и недостаточностью таких программ и проектов в реальной педагогической практике;
  • признанием важной роли семьи в воспитании чита­теля и ограниченностью семейного педагогического опыта, утратой традиций семейного чтения как части культурного досуга;
  • темпами развития информационного пространства и информационно-коммуникационных технологий и недостаточно оперативным откликом школы на про­исходящие изменения.
  • престижностью чтения среди учеников начальной школы и нигилизмом по отношению к чтению среди старшеклассников;
  • широким выбором книжных изданий и неумением школьников самостоятельно выстроить круг своего чтения

 

Административный анализ образовательных результатов учащихся показал, что в учебно-воспитательном процессе школы отсутствует понимание приобщения к чтению как общепедагогической задачи, равно как и недооценивается возможность предметной интеграции и воспитательной деятельности образовательного учреждения. А имеющиеся педагогические технологии не всегда эффективно позволяют решать проблему приобщения к чтению детей с разным уровнем мотивации. Традиционных методических ресурсов уже недостаточно, поэтому необходимо создать систему социально-педагогического сопровождения приобщения к чтению современных школьников:

 

Основные идеи проекта:

Чтение - это составная часть решения проблемы качества образования.

Чтение - это способ обретения культуры, средство расширения кругозора и интеллектуального развития, посредник в общении, базовое умение для учения и жизни.

 

Цель проекта: Повышение качества образования через создание в школе единого образовательного пространства, способствующего развитию и поддержанию интереса к чтению на основе обучения и воспитания учащихся.

 

Задачи проекта:

  • повысить мотивацию обучающихся к чтению (читательскую активность) за счет предостав­ления широкого и разнообразного поля возмож­ностей знакомства с книгой и другими источниками информации;
  • расширить образовательную среду за счет соз­дания условий интенсификации процессов чтения, востребованности читательского опыта школьников;
  • воспитывать гражданские чувства, обусловлен­ные осознанием мощного потенциала книги и чтения, осознанием доступности и открытости таких инсти­тутов, как библиотеки, читательские клубы; гордостью за страну и город;
  • развивать социальную активность за счет участия в школьных, региональных, городских социально значимых акциях по пропаганде чтения;
  • активизировать образова­тельные возможности семьи за счет развития культуры семейного чтения, семейного досуга с книгой;
  • эффективно использовать разработанные игровые форматы, опирающиеся на читательский опыт школьников, позволяющие сде­лать этот опыт востребованным, продемонстрировать привлекательность такого опыта.

 

Срок реализации проекта: 2017-2018 уч/г.

 

Участники проекта: учащиеся 1-9 классов, учителя предметники, классные руководители, библиотекарь, педагог-организатор, дефектолог, логопед, психолог, родители, социальные партнеры.

 

Этапы реализации проекта:

І этап - Подготовительный этап (июнь 2017г. – сентябрь 2018г.)

ІІ этап - Практический этап (сентябрь 2017г. – апрель 2020г.)

ІІІ этап - Рефлексивный этап (май – июнь 2020г.)

 

В рамках, имеющихся в школе условий, будет создано единое образовательное пространство, способствующее развитию и поддержанию интереса к чтению, в котором культура чтения является базой, инструментом и стимулом общего развития ребенка. Эмоциональная привлекательность такой среды определяется рядом общезначимых факторов, среди которых особое значение придается организации внеаудиторной занятости обучающихся, широким спектром предложений для досуговой деятельности и доступностью различных источников информации внутри образовательного учреждения.

 

 

 

составляющие образовательного пространства

содержание

цели

1.

Урочная деятельность

Обучение грамоте

Овладение базовым умением

Совершенствование навыков чтения

Развитие сознательности, беглости, правильности и выразительности чтения

Самостоятельная текстовая деятельность

Овладение различными способами работы с текстами

Уроки внеклассного чтения

Расширение круга чтения, популяризация современной литературы

2.

Внеурочная деятельность

  • Библиотечные уроки «За страницами учебника»;
  • Курсы ВД «Учимся учиться и действовать»; «Смысловое чтение и работа с текстом»;
  • Клуб «Книголюб»;
  • Театр «Петрушка»;
  • Школьный «Пресс-центр»;
  • Проектно-исследовательская деятельность («Актуальна ли сегодня классика», «Компьютер или книга?» и др);

Активизация читательской деятельности учащихся, формирование умений отбора и систематизации информации, навыка публичного выступления, презентации собственной работы учащихся

3

Воспитательные мероприятия

 

Литературный квест «Чтение с увлечением»:

  • Конкурс чтецов;
  • Презентация любимых книг;
  • Выставка иллюстраций к прочитанным книгам;
  • Рождественские чтения;
  • Акции «Читающая скамейка», «Каникулы с книгой»; «Читайте вместе с нами!»
  •  

 

4.

Работа с родителями

Родительский лекторий «Семейное чтение»

Систематизация семейного опыта по проблеме воспитания любви к чтению, рекомендации родителям по организации семейного чтения

«Школьный кинозал»

Совместный просмотр фильмов и социальных роликов, отражающих актуальные общественные проблемы с их последующим обсуждением.

5.

Развитие педагогических кадров

Семинары и мастер-классы «Эффективные приемы работы с текстом»

Обмен опытом, повышение квалификации педагогов

6.

Организация сотрудничества с социальными партнерами

Совместные мероприятия с учреждениями культуры города

Сетевое взаимодействие.

 

Таким образом, реализация проекта по созданию образовательного пространства, способствующего развитию и поддержанию интереса к чтению будет способствовать приобщению обучающихся к чтению как составной части решения проблемы качества общего образования. Системное чтение повысит читательскую активность за счет предостав­ления широкого и разнообразного поля возмож­ностей знакомства с книгой и другими источниками информации, расширит образовательную среду за счет соз­дания условий интенсификации процессов чтения, востребованности читательского опыта школьников. Мощный потенциал книги и чтения даст возможность воспитывать гражданские чувства, развивать социальную активность, поможет активизировать образова­тельные возможности семьи за счет развития культуры семейного чтения.